Школьный социум – как помочь ребенку?
В начальных классах школы у отпрыска вырабатывается и закрепляется основная модель социального поведения, потому что он, увы, попал в «человеческое стадо» и поневоле должен быть готов определить свое место в нем. Иначе этот выбор сделают за него другие.
Как это происходит?
Довольно скоро после начала учебного года класс начинает делиться на «компании» — дружелюбно настроенные или, как бывает гораздо чаще, недолюбливающие друг друга. Также этот коллектив, обладающий неким «самосознанием» и избрав себе «козла отпущения», способен издеваться над одним или несколькими детьми. В нем может обозначиться главный задира, никому не дающий покоя.
То есть ребята сталкиваются со множеством всевозможных схем насилия — тут уж как повезет. Но все разнообразие ситуаций вполне можно свести к двум основным: когда ваш ребенок является жертвой чьих-то нападок или когда он сам постоянно обижает других детей.
Решающую роль здесь играет склонность натуры и предрасположенность ребенка: хочет ли он стать сильным и непобедимым лидером или стремится к покою, будучи тихоней по натуре. И вовсе не обязательно тот, кого пытаются запугать, нуждается в большем сострадании в сравнении с тем, кто обижает или руководит травлей. Принцип «давления силой», скорее всего, скажется на судьбе и характере их обоих.
Советы родителям – как вести себя в такой ситуации?
Если отпрыск хулиганит и бьет всех подряд, бесполезно взывать к его совести, уговаривать, наказывать или переламывать эту черту характера. Ребенок не виноват, что он именно такой. Чем больше возмущения и давления будет с вашей стороны, тем больший протест вы получите в ответ.
Нужно действовать «от обратного» — любить сильнее и принимать его таким, какой есть. Тогда вполне в ваших силах будет деликатно «перенаправить» излишнюю энергию ребенка в другое русло, научить его контролировать себя и постепенно смягчать эту черту характера, делая ее более осознанной.
Развивайте творческие стороны натуры ребенка — подберите вместе с ним одно или несколько хобби, в которые он мог бы направлять избыток энергии, одновременно облагораживая и усовершенствуя себя. А агрессивность как свойство натуры можно успешно компенсировать развитием достоинств.
Например, замените нотации системой поощрений за хорошие поступки — помощь друзьям, родителям, учителям. Стимулируйте в нем эмпатию (сопереживание) и чувство справедливости. Также обязательно нужно учитывать, что за детской агрессией чаще всего скрывается какой-то внутренний протест — возможно, в иной раз родителям следует пересмотреть отношения в семье и свои проблемы, а вовсе не ребенку.
Если ваш сын стал жертвой нападок, очень важно, чтобы не пострадала его самооценка. Поэтому хорошенько обдумайте, какой способ разрешения конфликта избрать, и научите его делать это самостоятельно. Если заступаться за него, то только в самых тяжелых случаях и с его согласия.
А вообще лучше определить ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где кроме развития физических качеств ему привьют еще и определенную здоровую мораль, расставляя силу и разум по местам (например, принцип «действие равно противодействию», используемый во многих боевых искусствах). Параллельно можно развивать и смелость — купите ему большую собаку, водите его в турпоходы, научите метко отвечать на колкости, чтобы он понял, что он не такой уж «слабый и беззащитный».
Метки: дети, психология
Создание сайта - СОКОЛ
Пока нет комментариев к записи “Школьный социум – как помочь ребенку?”