Школьная система и ребенок
Школьная система основана на поощрении подходящего для нее поведения и пресечении неподходящего. Но на индивидуальные особенности ребенка обращается довольно мало внимания. То, что учителя постоянно внушают детям: надо быть «хорошим», на самом деле является очень большим тормозом в развитии личности.
Во-первых, автоматически подразумевается, что ребенок, которому это навязывается, получается изначально недостаточно хорош.
Во-вторых, в процессе достижения этой так называемой «хорошести», педагог вкладывает в ученика именно свои критерии оценки, а это не всегда верно для данного конкретного малыша. Зачем, к примеру, живчику-непоседе стремиться к спокойствию, усидчивости и трудолюбию, чтобы чувствовать себя хорошим?
Быть может, «фирма-изготовитель» этого карапуза видела в нем будущего исследователя-путешественника или гонщика — зачем ему чувствовать себя «плохим» на больших скоростях? Эти вопросы учителя вашего ребенка вряд ли будут себе задавать. Им ведь зачастую недостаточно платят, чтобы они могли позволить себе серьезно изучать психологию.
Поэтому единственное, что они будут с энтузиазмом вкладывать в детей, это — «сиди тихо и будь удобным в эксплуатации». Конечно, среди педагогов попадаются люди неравнодушные, сознательные, яркие и уважающие любую точку зрения. Но таких, увы, единицы. Юному человеку остается лишь снова и снова «бунтовать» против общества, не признающего его и тыкающего «плохостью». И мстит он только одним известным ему способом — делает «плохо» в ответ.
Как помочь ребенку в такой трудной ситуации?
- Не учите детей тому, «что такое хорошо и что такое плохо» — это уместно только в самовоспитании. Преподносите то, что вам не нравится, как мелкое недоразумение, формулируя любое «плохо» в терминах «хорошо». Например: «Васенька, ты ведь такой замечательный, добрый и спокойный ребенок — я просто диву даюсь, как это у тебя получилось подраться сразу со всей футбольной командой старшего класса?»
- Через развивающие игры моделируйте ситуации, в которых ребенок может оказаться в школе или при общении со сверстниками, помогите ребенку определить правильное поведение.
- Поощряйте детей за малейшие достижения — хотя бы добрым словом. Детишки по натуре своей оптимистичны и с удовольствием делают то, что у них хорошо получается (даже если это им только кажется). Как заявила с порога дочка одной моей знакомой: «Мама, учительница сегодня меня похвалила!» — «Да? А что она сказала?» — «Она сказала: «Вы все большие молодцы!»
Метки: дети, отношения, полезные советы, психология
Создание сайта - СОКОЛ
Пока нет комментариев к записи “Школьная система и ребенок”