4,5 млн рублей – за книжный шедевр XIX века о Тавриде, изданный племянником Сумарокова

Также на аукцион «Литфонда» выставлены рукописи Алексея Ремизова, Михаила Кузмина и уникальный экземпляр записок Николая Гречи

11 июля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги редких книг, автографов и памятных свидетельств из личных архивов крупных деятелей истории и культуры.

Самым дорогим книжным раритетом на момент релиза заявлен полный комплект редчайшего издания Павла Сумарокова «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду», выпущенного в двух частях в 1803 году. Эта книга по праву считается одной из красивейших иллюминированных изданий начала XIX века.

В основу части произведения легли путевые заметки о Тавриде в 1799 году, которые делал в своем дневнике русский чиновник и литератор Павел Сумароков (1767-1846 гг.), известный также как племянник знаменитого поэта Александра Сумарокова (1717 – 1777 гг.). Вскоре после этой поездки автор получил чин в Министерстве юстиции России, а в 1802 году снова прибыл в Крым и еще ближе познакомился с жизнью и традициями полуострова. Это помогло ему подготовить другую книгу, где повествование ведется уже от первого лица и охватывает обширный список тем – от описания проезжих городов до монастырского воспитания, от обрядов татарской свадьбы до выращивания чернослива и многое другое.

Примечательно, что автор излагает свои наблюдения живым и ироничным языком: «Перестань, говорил мне опять мой разсудок, кому весело слушать твою чепуху, сегодня суббота, поведи меня лучше на базар. Как отказать в том? Как не потешить его после сухих умствований? — я не противоречил». Известный библиофил и критик Николай Смирнов-Сокольский назвал «Досуги» Сумарокова «библиографической редкостью, всегда высоко ценимой как собирателями русских иллюстрированных изданий, так равно и любителями этнографии и путешествий». На предстоящий аукцион комплект из двух частей выставлен по стартовой ставке 4 500 000 рублей.

Рукописи сказочника Ремизова

Ценителей русской литературы порадуют рукописи Алексея Ремизова «О заплечном мастере память ярославская» (1919 г.) по стартовой ставке 400 000 рублей и сказка «Чур» (1920 г.) по стартовой ставке 200 000 рублей.

Первая рукопись изложена черными и красными чернилами на бумаге с водяным знаком «Cleveland Superfine», украшена виньетками. На последнем листе имеется подпись: «Алексей Ремизов. 1768-1919». Вторая содержит подпись «Алексей Ремизов» прямо под текстом и в последнем трехстишии есть исправление. Сказка «Чур» вошла в первую книгу Ремизова «Посолонь» (1907 г.).

Подобные рукописные книжки характерны для первых послереволюционных лет, когда из-за отсутствия бумаги типографии простаивали, и писатели и поэты вынуждены были от руки переписывать свои произведения, чтобы предложить их коллекционерам. А. Ремизов во второй половине 1920-х годов стал снимать рукописные копии со своих ранних произведений. В фондах Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранятся четыре копии сказок из сборника «Посолонь»: «Монашек», «Кострома», «Богомолье» и «Змей».

В «Литфонд» рукописи попали из семейного архива актрисы Ольги Ивановны Михальцевой-Соболевой (1896–1981 гг.), которая также была создателем и режиссером литературного театра в Ленинграде, а еще основала салон «Голубой круг», где собирались музыканты, артисты и литераторы.

Стоит отметить, что рукописи Ремизова всегда востребованы у собирателей русской литературы и высоко ценятся. Напомним, что на одном из аукционов «Литфонда» Рукописная книга А.М. Ремизова с его рисунками ушла с молотка за рекордные 7 500 000 рублей.

Рождение Эроса – в рукописях Михаила Кузмина

Еще одна редкость из архива актрисы Михальцевой-Соболевой – рукопись Михаила Кузмина: стихотворение «Рождение Эроса» (1920. 6 л).
Первый в России мастер верлибра, русский поэт и композитор Михаил Кузмин (1872-1934) вошел в историю литературы как самый загадочный и противоречивый представитель Серебряного века. Как литератор Кузмин дебютировал довольно поздно – в 1905 году в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы», ему было 33 года. Кузмина заметил Валерий Брюсов и пригласил к сотрудничеству с символистским журналом «Весы». Годом позже Кузмин опубликовал в «Весах» свои наиболее известные произведения — цикл стихов «Александрийские песни» и «Крылья». В 1929 году был напечатан последний поэтический сборник Кузмина — «Форель разбивает лёд».

Долгое время его творчество было недоступно широкой публике. В течение 60 лет (с 1929 по 1989 гг.) книги Кузмина в СССР не издавались. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские чудеса» (сохранились две опубликованные главы), «Пропавшая Вероника», практически не известно о стихотворениях последних 7 лет жизни. Оставшиеся после Кузмина рукописи были переданы решением суда его домохозяйке и дальнейшая судьба большинства из них неизвестна. Этот факт добавляет еще большей ценности материалам, связанным с творчеством Михаила Кузмина.


Метки: , ,

Пока нет комментариев к записи “4,5 млн рублей – за книжный шедевр XIX века о Тавриде, изданный племянником Сумарокова”

Прокомментировать

Также в разделе:
КолорРип - инновационный продукт. Незаменим в ремонте

Новое на сайте