https://www.high-endrolex.com/1

Не все показатели – показательны…

Иногда гинекологи направляют пациенток к гемостазиологу, обеспокоившись отклонениями в анализе на свертывание крови – коагулограмме. Этот анализ входит в число обязательных при беременности и любой госпитализации, так же как общий анализ крови или мочи. Но вот беда: к сожалению, те показатели свертывания, которые рутинно определяют в поликлиниках, практически бесполезны. То есть по ним нельзя сделать совершенно никакого вывода о том, что реально происходит в крови, как она свертывается и есть ли повод для беспокойства.

Что это значит?

Рассмотрим две ситуации, демонстрирующие наглядно, что опираться на коагулограмму бессмысленно.

  1. Катастрофа в организме. Тяжелейшая пневмония (например), лихорадка, начинается септический шок – воспаление не поддается лечению. Свертывающая система переживает настоящую бурю, микротромбозы в жизненно важных органах, реанимация, вопрос жизни и смерти… В коагулограмме – норма. Да-да, может даже не быть повышен фибриноген, потому что уже отказывает печень, которая его производит. Такие случаи описаны в руководствах по лабораторной диагностике, и они не редкость. Конечно же, более современные методы покажут истинную картину: это тромбоэластография, метод тромбодинамики, тест генерации тромбина… Но обычная коагулограмма может быть без отклонений.
  2. Все наоборот: молодая здоровая пациентка, нормально протекающая беременность, уже есть здоровый ребенок. Не было выкидышей, не было тромбозов ни у нее самой, ни у родственников. Но в коагулограмме высокий фибриноген (ну, скажем, 6 г/л в 1 триместре). А может еще и ПТИ повышен. И даже – ну пусть уж совсем все плохо – Д-димер 600, а должен быть не более 250. Срочно, срочно к гемостазиологу.

А что скажет гемостазиолог? – в лечении не нуждается. Потому что – смотри выше: нет ни осложнений беременности, ни факторов риска, а только отклонения в анализах. Анализы мы не лечим, мы лечим все-таки пациента. Кстати, если поспрашивать детально, может выясниться, что сдавала она анализы будучи простуженной — потенциальная причина повышения фибриногена…

Разумеется, это крайности. Но второй вариант регулярно встречается в работе.

Как же тогда работает гемостазиолог?

Вы, возможно, удивитесь, но гемостазиолог – это не врач, который «расшифровывает гемостазиограмму». И сам этот несчастный анализ я прошу показать мне в последнюю очередь. Даже если его нет, это не значит, что прием будет неполноценным.

Вернемся ко второй ситуации, со здоровой беременной. Может быть, гинеколог и прав, отправляя ее на консультацию. Потому что большую часть времени на приеме я трачу на выяснение многочисленных вопросов и нюансов – истории жизни и здоровья, в том числе семейной. И тут, на самом деле, нередко всплывают факты и обстоятельства, которые на приеме у гинеколога не прозвучали (ну, потому что другой у него профиль, как-никак), а для меня важны. Тогда отклонения в анализах становятся объяснимы, а лечение будет назначено не только и не столько из-за них, а в большей степени потому, что выявлены реальные факторы риска.

Повторюсь: даже если гемостазиограмма не предоставлена, все равно в подавляющем большинстве случаев можно сделать вывод о том, нуждается ли данная пациентка в лечении или нет. И даже при абсолютно нормальных анализах назначаются антикоагулянты, в том числе на длительный, непрерывный прием во время беременности, потому что риск осложнений без коррекции однозначно высок.

Так, может, вообще их не сдавать?

Нет-нет, я этого не говорила! Если коротенькая коагулограмма из поликлиники, содержащая только значения фибриногена, ПТИ, МНО и АЧТВ, действительно, бесполезна, то развернутая гемостазиограмма, конечно, помогает врачу принимать решения. В частности, важен уровень антитромбина. Если он снижен, скажем, до 70-75%, это серьезный повод задуматься о назначении разжижающего лечения, а если его уровень ниже 70%, то, как говорится, и думать нечего, это уже клинически значимая тромбофилия.

Также в развернутую гемостазиограмму может быть включен показатель «плазминоген», либо – вместо него – скорость фибринолиза: хагеман-зависимый и(ли) эуглобиновый лизис. Низкая активность плазминогена или увеличение времени лизиса может быть фактором риска ранних выкидышей, замершей беременности, неудач ЭКО. Поэтому если эта информация у врача есть, то проще сориентироваться и принять решение.

Уровень РФМК и фибриногена отражает активность процессов свертывания в настоящий момент. Они могут быть существенно повышены при беременности даже у здоровых женщин, и при отсутствии факторов риска это обычно не требует лечения. А вот если имеется, скажем, ожирение или выраженный варикоз вен, то слишком высокие показатели уже настораживают.


Метки: ,

Пока нет комментариев к записи “Не все показатели – показательны…”

Прокомментировать

Также в разделе:
КолорРип - инновационный продукт. Незаменим в ремонте

Новое на сайте