Великий Мастер гравюры. Альбрехт Дюрер: От готики до Ренессанса

В Мадриде в Национальной библиотеке открылась выставка «Гравюры Дюрера. От готики до Ренессанса». Все, кто бывал в мадридском музее Прадо, с восхищением останавливались перед несколькими картинами этого великого немецкого художника, основоположника Ренессанса в немецком искусстве. Но ещё больше он прославился своими удивительными гравюрами, выполненными на меди и дереве. Именно Дюреру-граверу и посвящена выставка, открывшаяся в Национальной библиотеке, которая в прошлом году отметила 300-летний юбилей.

Он оставил нам не только прекрасные картины и удивительные гравюры (Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры: на дереве и на меди), он также составлял астрономические и географические карты. Три знаменитые гравюры на дереве с изображением карт южного и северных полушарий звездного неба. Это не только произведения искусства, но и ценнейшие памятники науки.

Дюрер написал несколько научных трудов, которые не потеряли значение и в наше время. Он стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников. Наконец, он составил первый магический квадрат. Магический квадрат — это квадратная таблица, заполненная числами таким образом, что сумма чисел в каждом столбце, строке и на обеих диагоналях одинакова. Этот квадрат изображен на его самой известной и совершенной гравюре «Меланхолия». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырех четвертях, центральном четырехугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия»(1514).

Магический квадрат Дюрера до сих пор остается сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, то бросается в глаза, что в них внесены изменения: цифры исправлены(6 исправлена на 5, а 9 получилась из 5). Несомненно, что Дюрер сознательно обогатил свой магический квадрат такими деталями, которые невозможно не заметить. Но почему? Возможно, ответ найдем, рассмотрев эту гравюру на выставке в Мадриде.

Резцовые гравюры на меди — так называется техника, в которой работал Дюрер, и в этом ему не было равных. В одной из телепередач на канале «Культура» доктор искусствоведения Паола Волкова рассказывает об уникальном способе создания гравюр Дюрером: «Он брал в руки резец, руку клал на специальную подушку, для того чтобы рука долго не уставала, а другой рукой он медленно двигал медную доску. Это невероятно трудно делать рисунок не резцом, а движением доски. Вряд ли у кого это получится. А Дюрер в этой технике достиг совершенства. Глядя на его творения невозможно даже представить, как это можно сделать».

На мадридской выставке  нам представится возможность полюбоваться гравюрой Дюрера «Носорог» (см. иллюстрацию). Сама история появления этой гравюры достойна внимания. Впервые в Европе носорог появился в Португалии в Лиссабоне в 1515 году в качестве подарка португальскому королю Мануэлу от индийского короля. Некоторое время это животное-диковинка выставлялось на всеобщее обозрение, а затем его отправили в Ватикан в подарок Папе. Однако корабль с носорогом по пути затонул. Зарисовки и гравюры лиссабонского носорога попали к Дюреру. Мастер изобразил это животное, никогда не видев его, используя рисунки и описания очевидцев. На его гравюре носорог закован в латы. Также Дюрер наделил носорога изогнутым рогом на спине. Несмотря на анатомическую неточность, эта гравюра получила широкую известность в Европе и считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца XVIII века. Про гравюру Дюрера «Носорог» говорили, что ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство.

Выставку можно посетить со вторника по субботу с 10-00 до 21-00, в воскресенье и праздничные дни с 10-00 до 14-00. Вход свободный

ВАШ ГИД В МАДРИДЕ
www.madrid10.ru


Метки: , , ,

Пока нет комментариев к записи “Великий Мастер гравюры. Альбрехт Дюрер: От готики до Ренессанса”

Прокомментировать

Также в разделе:

Новое на сайте