Школьный социум – как помочь ребенку?

В начальных классах школы у отпрыска вырабатывает­ся и закрепляется основная модель социального поведения, потому что он, увы, попал в «человеческое стадо» и поневоле должен быть готов определить свое место в нем. Иначе этот выбор сде­лают за него другие. Как это происходит? Довольно скоро после нача­ла учебного года класс начи­нает делиться на «компании» — дружелюбно настроенные или, как бывает гораздо чаще, недолюбливающие друг друга. Также этот кол­лектив, обладающий неким «самосознанием» и избрав себе «козла отпущения», спо­собен издеваться над одним или несколькими детьми. В нем может обозначить­ся главный задира, нико­му не дающий покоя. То есть ребята сталкиваются со множеством всевозможных схем насилия — тут уж как повезет. Но все разнообра­зие ситуаций вполне можно свести к двум основным: когда ваш ребенок являет­ся жертвой чьих-то нападок или когда он сам постоян­но обижает других детей. Решающую роль здесь игра­ет склонность натуры и пред­расположенность ребенка: хочет ли он стать сильным и непобедимым лидером или стремится к покою, будучи тихоней по натуре. И вовсе не обязательно тот, кого пытаются запугать, нужда­ется в большем сострадании в сравнении с тем, кто оби­жает или руководит травлей. Принцип «давления силой», скорее всего, скажется на судьбе и характере их обоих.

Советы родителям – как вести себя в такой ситуации?

Если отпрыск хулиганит и бьет всех подряд, бес­полезно взывать к его сове­сти, уговаривать, наказывать или переламывать эту черту характера. Ребенок не вино­ват, что он именно такой. Чем больше возмущения и давления будет с вашей сто­роны, тем больший протест вы получите в ответ. Нужно действовать «от обратного» — любить сильнее и принимать его таким, какой есть. Тогда вполне в ваших силах будет деликатно «перенаправить» излишнюю энергию ребенка в другое русло, научить его контролировать себя и посте­пенно смягчать эту черту характера, делая ее более осо­знанной. Развивайте творче­ские стороны натуры ребен­ка — подберите вместе с ним одно или несколько хобби, в которые он мог бы направ­лять избыток энергии, одно­временно облагораживая и усовершенствуя себя. А агрес­сивность как свойство натуры можно успешно компенсиро­вать развитием достоинств. Например, замените нотации системой поощрений за хоро­шие поступки — помощь дру­зьям, родителям, учителям. Стимулируйте в нем эмпатию (сопережевание) и чувство справедливости. Также обязательно нужно учитывать, что за детской агрессией чаще всего скры­вается какой-то внутренний протест — возможно, в иной раз родителям следует пересмотреть отношения в семье и свои проблемы, а вовсе не ребенку.

Если ваш сын стал жерт­вой нападок, очень важно, чтобы не пострадала его само­оценка. Поэтому хорошенько обдумайте, какой способ разрешения конфликта избрать, и научите его делать это само­стоятельно. Если заступаться за него, то только в самых тяжелых случаях и с его согла­сия. А вообще лучше определить ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где кроме развития физиче­ских качеств ему привьют еще и определенную здоро­вую мораль, расставляя силу и разум по местам (например, принцип «действие равно про­тиводействию», используемый во многих боевых искусствах). Параллельно можно развивать и смелость — купите ему большую собаку, водите его в турпоходы, научите метко отвечать на колкости, чтобы он понял, что он не такой уж «слабый и беззащитный».


Метки: ,

Пока нет комментариев к записи “Школьный социум – как помочь ребенку?”

Прокомментировать

Также в разделе:
КолорРип - инновационный продукт. Незаменим в ремонте

Новое на сайте